НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ |
Антикоррупционная политика |
3.1. Российское законодательство в сфере предупреждения и противодействия коррупции 3.1.1. Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон «О противодействии коррупции»). Частью 1 статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры, рекомендуемые к применению в организациях, содержатся в части 2 указанной статьи. 3.1.2. В целях реализации Закона № 273-ФЗ приняты:
3.2. Общие нормы, устанавливающие ответственность Кооператива за коррупционные правонарушения Общие нормы, устанавливающие ответственность Кооператива и иных юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в ст. 14 Федерального закона N 273-ФЗ. В соответствии с данной статьей, если от имени или в интересах Кооператива (или иного юридического лица) осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающие условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу, в т.ч., к Кооперативу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации1. К таким правонарушениям относятся, например, активный подкуп, злоупотребление влиянием в корыстных целях и отмывание доходов, совершенных лицом, действующим в качестве сотрудника, привлеченного консультанта, в составе органа кредитного кооператива и занимающего руководящую должность в кредитном кооперативе, в процессе:
При этом применение мер ответственности за коррупционное правонарушение к Кооперативу и иному юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо. Привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает Кооператив и иное юридическое лицо от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо. 3.3. Незаконное вознаграждение от имени Кооператива и иных юридических лиц 3.3.1 Ст. 19.28 КоАП РФ устанавливает меры ответственности за незаконное вознаграждение от имени Кооператива (незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах Кооператива должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, влечет наложение на Кооператив административного штрафа). При этом ст. 19.28 КоАП РФ не устанавливает перечень лиц, чьи неправомерные действия могут привести к наложению на Кооператив предусмотренной этой статьей административной ответственности. Судебная практика показывает, что обычно такими лицами становятся руководители организаций. Следовательно, к ответственности, за действия, предусмотренные данной статьей, могут быть привлечены лица, уполномоченные действовать от имени Кооператива (председатель правления). 3.3.2. Положения устава и внутренних нормативных документов Кооператива, обязывающие должностных лиц, избранных или назначенных в органы Кооператива действовать осмотрительно и осторожно в интересах Кооператива, предупреждает риск коррупционного нарушения такого рода. 3.4. Незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного (муниципального) служащего 3.4.1. При заключении трудового или гражданско-правового договора с сотрудниками, Кооператив соблюдает ограничения, установленные ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", для гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы. В частности, Кооператив при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы. Правила представления работодателями указанной информации определены Постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 г. N 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации». Аналогичная норма содержится в статье 64.1 Трудового Кодекса РФ. 3.4.2. Неисполнение Кооперативом обязанности, предусмотренной ч.4, ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", является правонарушением и влечет в соответствии со ст. 12.29 КоАП РФ ответственность в виде административного штрафа. 3.4.3. Сам сотрудник, ранее замещавший должности государственной или муниципальной службы, и чьи должностные обязанности включали отдельные функции государственного (муниципального) управления в сфере кредитной кооперации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы может выполнять для кооператива работы (оказывать услуги) по трудовому или гражданско-правовому договору стоимостью свыше ста тысяч руб. в месяц с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. 3.4.4 .Ограничительные режимы привлечения к работе бывшего государственного (муниципального) служащего установлены п.1 Указа Президента РФ от 21.07.2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции»: «Гражданин РФ, ранее замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы: а) имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном "Положением" о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821; б) обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров в случае, предусмотренном "подпунктом "а"" настоящего пункта, сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением "законодательства" Российской Федерации о государственной тайне. 3.5.. Ответственность физических лиц 3.5.1. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения установлена ст. 13 Федерального закона "О противодействии коррупции". Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3.5.2. Трудовое законодательство не предусматривает специальных оснований для привлечения работника Кооператива к дисциплинарной ответственности в связи с совершением им коррупционного правонарушения в интересах или от имени Кооператива. Тем не менее, в Трудовом кодексе Российской Федерации предусмотрена возможность привлечения работника Кооператива к дисциплинарной ответственности, когда его виновные действия в связи с исполнением трудовых обязанностей дают основания для утраты доверия2. Так, согласно статье 192 ТК РФ к дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336, а также пунктами 7 или 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей. 3.5.3. Трудовой договор может быть расторгнут, в том числе в следующих случаях: - однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в разглашении охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашении персональных данных другого работника или пайщика (например, ст. 19.28 КоАП); - совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим операции финансовой взаимопомощи, иные денежные и товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п.5,6,7, 7.1, 9, 10, ч. 1, ст. 81, п. 1, ст. 336 ТК РФ); - принятия необоснованного решения единоличным исполнительным органом Кооператива, руководителем его филиала, представительства (п.п. "в", п.6, ч. 1 ст. 81 ТК РФ), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой утрату, неправомерное использование средств фонда финансовой взаимопомощи и иной ущерб имуществу Кооператива(п. 7, ч. 1, ст. 81 ТК РФ); - однократного грубого нарушения единоличным исполнительным органом Кооператива, руководителем его филиала, представительства, его заместителями своих трудовых обязанностей (при наличии таковых).
|